Скорее всего, вам не нужен наставник

Но может быть, и нужен…

В Whatsapp группе прозвучал вопрос о том, как найти себе наставника. Пришло время ответить.

Сразу поясню, что мой опыт в этой сфере ограничен и не подкреплён теорией.

Я работал с несколькими менторами, коучем и разделяю идею о виртуальном наставничестве. При этом у меня никогда не было «продвинутых» отношений в формате ученичества (некоторые знакомые работали с учителями, это круто, но это совсем другой уровень и другие задачи).

Мне кажется, наставничество — это мощный инструмент для личного развития. Главное пользоваться им осознанно.
Вопросы, на которые постараюсь ответить:

  • Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?
  • Как сформулировать запрос?
  • Где искать и как выбрать?
  • Как обратиться?

I. Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?

Мне случалось обращаться за наставничеством с очень разными запросами:

  • Для профессионального развития (искал компетенцию в конкретной сфере),
  • Для вдохновения,
  • Для того чтобы иметь пример перед глазами,
  • Чтобы прояснить цели личного развития,
  • Для взгляда со стороны и совета,
  • Для того чтобы меня держали в тонусе 🙂

Эффект каждый раз был очень разный, и я понял, что ясность запроса на 90% определяет успех всей затеи.

Я вывел для себя такие условия, при выполнении которых можно подумать о наставнике:

  • Я могу ясно сформулировать, какого качественного изменения хочу достичь,
  • И ясно же дать ответ, для чего оно мне нужно,
  • Понимаю, что не могу достичь этого изменения самостоятельно (например, требуется опыт, определенный склад мышления, регулярная обратная связь и т.д.),
  • Понимаю, что для решения этой задачи надо обратиться именно к одному человеку, и нам не хватит трёх встреч.

Бывали запросы у меня и ко мне, которые исчерпывались одной встречей или даже перепиской. Неловкость 🙂

Чаще всего, наставник не нужен

Его роль могут выполнить:

  • Книги. Тщательно подобранный список книг — работающий вариант. Если вы относитесь к ним соответственно. Чтобы читать книги правильно, стоит прочесть вот эту.
  • Встреча с экспертом, консультация или несколько консультаций.
  • Во многих случаях, когда речь идёт о профессиональном развитии, этого будет достаточно. Тем более, можно обратиться не к одному человеку, а сразу к нескольким: больше шансов услышать именно то, что нужно.
  • Вдохновляющие встречи. Если речь идёт о том, чтобы выйти на следующий уровень в личном развитии, но за счёт какого изменения, ещё не ясно, то новыми идеями можно подпитаться на ивентах и встречах с мудрыми людьми. Порой я одну такую встречу перевариваю неделями. Если бы обратился за наставничеством к такому человеку, это было бы не продуктивно.
  • Виртуальный наставник. Идея очень проста: выбрать себе «наставника», за которым достаточно следить виртуально — например, подписавшись на его блог, facebook и т.д. Если вы будете искать в этом наставничество, вы его найдёте. Я в этом смысле слежу за Питером Диамандисом, например 🙂

Эти опции отлично комбинируются и почти всегда закрывают ту потребность, которая приводит к размышлению о наставнике.

Когда я думал о наставнике просто как о short-cut, получалось не огонь и трата времени для человека, к которому я обратился. Лучше не лениться. Тогда работа с наставником может стать реально трансформирующим опытом — в той области, которая вам важна: профессия, личный рост, здоровье, спорт, семья, духовное развитие и т.д.

Язык играет с нами злую шутку

Ох, я и зануда, сейчас буду закрывать первый вопрос философствованием.

  1. На самом деле, наставничество — это моё действие, а не наставника. Это я озадачиваю себя вопросами. Я извлекаю ответы на них из информации, переданной наставником. При этом у него есть своя активная роль, но она есть только в отношении моего действия.
  2. Раз это моё действие, я могу отделить его от наставника и перенести на весь опыт взаимодействия с окружающим миром. И вот каждый встречный, каждая ситуация и каждое размышление в моей голове — мне учитель.

II. Как сформулировать запрос

Допустим, у меня появилось смутное ощущение, что нужен наставник. Чтобы убедиться наверняка и приступить к поиску, я составляю запрос.

Для этого годятся такие вопросы:

  • Какого качественного изменения я хочу достичь?
  • Зачем хочу достичь его?
  • Чего мне не хватает, чтобы сделать это самостоятельно? Опыта? Знания? Образа мышления? Наблюдения со стороны? Чего-то ещё?
  • Когда и как я смогу измерить качественное изменение «на выходе»?
  • Готов ли я заплатить за достижение этого изменения и сколько?

Проработав эти вопросы, я получаю годный запрос или понимаю, что наставник не нужен (что тоже хорошо — всем сэкономил время).
Обычно я не переоцениваю точность этого первичного запроса. Он помогает прояснить образ нужного наставника, но его наверняка придётся уточнить и не один раз.

Уточнение произойдёт на встрече с тем, к кому я обращусь.

Критично важно: запрос надо записать

Это банально. Все об этом говорят. Это работает.

Переводя мысли в стройный ряд букв, я вынужден выделить самое главное и точно сформулировать. По-другому для меня не работает: мозг ленивый, ему кажется, что всё уже понятно, и он переключается на что-нибудь поинтереснее.

Отличный подход — обсудить запрос с другом. Сократ знал этот трюк и беседовал с учениками, чтобы прояснить свои мысли. Сократ — авторитет.

III. Где искать и как выбрать

Допустим, случилось маловероятное, и мне всё-таки нужен наставник.

Первым делом я рисую образ потенциального наставника на основе моего запроса:

  • Какой у него должен быть опыт?
  • Какими подходами он должен обладать?
  • Какие компетенции и знания у него должны быть?
  • В какой сфере он работает и чем интересуется?

Далее этот образ уточняю важными для меня вещами, потому что я должен доверять этому человеку:

  • Ценности
  • Картина мира (фундаментальные убеждения)
  • Видение

Идея в том, чтобы искать человека, чьи взгляды не противоречат моим, чтобы мы не столкнулись с каким-то глубинным конфликтом. Искать человека с идентичными взглядами не обязательно.

Я ищу среди людей людей «на две чакры выше» 🙂 То есть люди, которые очевидно продвинулись сильно дальше меня в какой-то сфере, но ещё доступные моему пониманию и способные понимать мой уровень.

Искать — среди знакомых

Возможно, не такого ответа хотелось услышать. Но по моему опыту, это так.

Должна быть хотя бы минимальная история взаимоотношений, чтобы наставничество получилось успешным.

В этом случае я лучше понимаю, к кому обращаюсь. А потенциальный наставник может оценить, принесёт ли пользу и интересно ли ему работать со мной.

В крайнем случае, это может быть знакомый моего знакомого.
Если среди моего круга нужных людей нет, значит, нужно я его расширяю: хожу на мероприятия, прошу представить меня кому-то и т.д.

Совсем слабые связи, как мне кажется, не работают. Разве что помогут специальные проекты по подбору наставника. Но если есть опыт, поделитесь!

IV. Как обратиться

Хорошее начало — написать письмо. Кратко, но точно изложить суть запроса и попросить о встрече или звонке.

В последний раз я использовал такое письмо. Оно не идеальное, конечно же, и я кое-что почикал.

X, привет!

[немного предложений личной переписки]

Недавно я пришел к пониманию, что мне сложно самостоятельно решить несколько задач, которые стоят передо мной и перед проектом. Они очень важны для меня, и поэтому решил обратиться к наставнику [коучу, ментору и т.д.]

Коротко о задачах. Их две.

  1. Перевести Brainify на следующую стадию — [пояснение, что за следующая стадия и в чём затык].
  2. Перейти в фазу “предприниматель” из фазы “стартапер-романтик”. [Пояснение, что я имею в виду]

Решил обратиться к тебе по нескольким причинам:

  1. У нас с тобой есть “история знакомства”, и я чувствую доверие к тебе. […]
  2. Мне кажется, ты воспринимаешь ценность дела, которым я занимаюсь, и это делает возможным коммитмент с твоей стороны 🙂
  3. Судя по опыту с […], у тебя получается
  4. У тебя есть опыт в […], для меня это важно
  5. Мне кажется, у тебя есть некоторые подходы, которых не хватает мне

И еще добавлю немного про себя в целом, чтобы было лучше понятно, в каком направлении глобально я двигаюсь.

[Про мою миссию, где я хочу оказаться и т.д.]

В наставнике я вижу акселератора движения в этом направлении.
Как-то так 🙂

После этого письма была встреча, на которой мы обсудили цели, формат, регулярность и длительность встреч и договорились провести тестовую сессию. Тест удался 🙂

V. Важное дополнение

Кто-то сейчас понимающе закивает, а кто-то скажет «ну и чё ты тут тогда расписался?!».

Все люди, в которых я видел и вижу наставников, вошли в мою жизнь как бы сами собой, и именно тогда, когда это было нужно. Я только всегда старался честно отрабатывать роль наставляемого. Не понимаю, как это работает, но ценю :-

Есть такая фраза: готов ученик — готов ему и учитель. Что-то в ней есть.

Всем чудесного воскресного дня! Постараюсь больше без пропусков 🙂

И небольшой музыкальный бонус не в тему:

ОдноНо и Маша Макарова — Вечность

Чао!