«Книга радости» | Когда мне будет 80, хочу как они

По следам «Книги радости» Далай-ламы XIV и архиепископа Десмонда Туту

К восьмидесяти в моём ветхом уме останется всего одна мысль. Именно к ней я буду сводить любой диалог уже на второй минуте. Этакая главная идея, резюмирующая жизненные впечатления и выводы, коронный номер моих увядающих нейронов.

Возможно, я буду неизобретательно ворчать: «эх, всё разворовали» и «молодёжь уже не та». Или нудно пережёвывать Экклезиаст: «всё суета сует», «всё тщета и ловля ветра». Или, например, выдавать задорные матерные афоризмы в духе Пелевина. Последнее даже скорее всего.

Но прямо сейчас мне хочется, чтобы в 80 моя единственная мысль была о радости и о том, как пробудить её в окружающих. Это сделало бы меня похожим на Далай-ламу и Десмонда Туту. Не то чтобы слишком похожим, но чуть-чуть.

С таким инсайтом я недавно завершил чтение «Книги радости».

Заходят в бар архиепископ, лама и раввин

«Книга радости» записана во время встречи двух духовных лидеров: архиепископа из ЮАР Десмонда Туту и Далай-ламы XIV по случаю восьмидесятого дня рождения последнего (к слову, оба в своё время стали лауреатами Нобелевской премии мира). Третьим соавтором стал Дуглас Абрамс — журналист и издатель, его задачей было предложить вопросы для обсуждения и дополнить книгу научными комментариями.

Главная тема и вопрос книги: как находить радость в постоянно меняющемся мире.

По иронии в 2016 году вышла книга с очень похожим подзаголовком, но совсем в другом жанре. Речь об «Эмоциональной гибкости» Сьюзан Дэвид: одноимённая концепция, разработанная ей, стала идеей года по версии Harvard Business Review. Отдельная ирония, конечно, в том, что содержание концепции (и книги) Сьюзан здорово перекликается с «Книгой радости», так что статус «идеи года» вызывает у меня улыбку. Но добрую, конечно: во-первых, работа Сьюзан Дэвид заслуживает прочтения, во-вторых, такой случайный рефрен лишь подчёркивает актуальность темы и верифицирует подход. Мы живём в турбулентное время, и умение управлять эмоциями — базовый навык, которым действительно полезно овладеть каждому.

Надо отдать должное Дугласу Абрамсу. Будучи ответственным за структуру беседы и книги, он мог выбрать форму свободного диалога, но отдал предпочтение формату практического руководства. Мне кажется, это решение повысило ценность текста, сделав его не просто сборником мудрых цитат, но инструментом для практики.

Что внутри

Книга состоит из трёх частей.

  1. О природе радости и её отличиях от счастья.
  2. О том, как преодолеть препятствия на пути к радости — тревогу, раздражение, печаль, отчаяние, одиночество, зависть, страдание и страх смерти.
  3. О восьми столпах радости : четырёх качествах ума (взгляд со стороны, смирение, юмор, принятие) и четырёх же качествах души (прощение, благодарность, сострадание, щедрость), которые необходимо культивировать в себе, чтобы находить радость в жизни.

В качестве мини-приложения в конце книги приведены лаконичные описания-инструкции к конкретным практикам, которые можно использовать каждый день.

Думаю, из самой структуры ясно, что «Книга радости» — это не ньюэйджевое пособие по позитивному мышлению, призывающее забыть о проблемах, нацепить улыбку и «наслаждаться моментом». Скорее, это попытка проводить нас как читателей за пределы противоречий, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в жизни, и открыть испытанные временем способы обретать спокойствие и радость.

Говоря «испытанные временем», я имею в виду не только колоссальный опыт, накопленный тысячелетиями в буддистской и христианской традициях, но и личный опыт двух духовных лидеров, и ряд научных исследований, ссылки на которые добавил Дуглас Абрамс.

Далай-лама почти 60 лет находится в изгнании вместе со своим народом, а Десмонд Туту столкнулся со всеми тяготами апартеида в ЮАР и его последствиями. Эти двое знают о страдании больше, чем большинство из нас, и это делает их слова убедительными.

Дуглас Абрамс подкрепляет ключевые тезисы книги актуальными научными исследованиями в области психологии эмоций, нейрофизиологии и когнитивистики — они расширяют взгляд на проблематику и упрощают принятие текста для тех, кому важны светские аргументы.

Я бы не назвал «Книгу радости» мастридом, в том смысле, что идеи из неё неоригинальны, и их можно найти в более специальных первоисточниках — например, в священных текстах или научных работах. Но как доступная и практичная компиляция мудрости двух почтенных лидеров, отсылок к опыту мощных духовных традиций и к актуальной научной точке зрения книга точно заслуживает внимания и прочтения. Уверен, что для многих она окажется полезным руководством.

Немножечко перца

Чтобы были правильные ожидания, а то ещё скажете, что не предупреждал.

  1. Книгу точно не стоит воспринимать как диалог между религиями. Далай-лама и Десмонд Туту — харизматичные и видные деятели, но в состоявшемся диалоге они, скорее, старые друзья, чем амбассадоры своих конфессий. Более того, некоторые их действия, запечатлённые в книге, могут быть восприняты как чересчур вольные, с точек зрения и христианства, и буддизма.
  2. Хотя в «Книге радости» есть упоминания научных исследований, слишком точных цитат или детальных ссылок ожидать не стоит. Думаю, это приемлемый компромисс с точки зрения жанра книги и широты аудитории, но мне этого чуть не хватило.
  3. Дуглас Абрамс проделал большую и прекрасную работу как соавтор книги, но лично меня несколько расстроили его повествовательные литературные пассажи. Их немного, они необходимы для цельности, но часто слишком вязко-приторны и создают неприятно благоговейный тон, без которого точно можно было обойтись.