Работа будущего и я

Делаем выводы из аналитических отчётов о будущем занятости от World Economic Forum, Deloitte, Institute for the Future, McKinsey Global Institute.

В этой заметке — попытка осознать ключевые тренды занятости с точки зрения конкретного человека. Что нужно знать о будущем, чтобы не стать его жертвой и использовать возможности.

Базой для выводов служат аналитические отчёты о будущем занятости, подготовленные для корпораций и межправительственных организаций:

Тренд 1. Новые требования к продуктивности

Развитие технологий делает возможным кратное увеличение продуктивности и снижение издержек. В Exponential OrganizationsСалим Исмаил использует формулу “x10”: организации нового типа бьют старых в производительности и издержках по меньшей мере в 10 раз.

Поиск моделей для скачков в продуктивности продолжается и постепенно формирует новые требования и к работникам. Стоит готовиться к тому, что от нас потребуется радикально более высокая продуктивность.

Тёмная сторона в том, что погоня за продуктивностью создаёт предпосылки для технологических, социальных и экономических разрывов (когда часть компаний и людей находятся на кардинально более высоком уровне продуктивности, чем большинство остальных).

Тренд 2. Нужен новый “базовый пакет” навыков

Сложность задач, с которыми будет сталкиваться каждый из нас, растёт, так же как и объёмы информации, с которыми придётся работать.

Отсюда запрос на новый “базовый пакет” навыков:

  • Понимание себя: знание своих особенностей и желаний/ценностей, чтобы быстро и точно принимать решения о карьере (можно с помощью нашей программы)
  • Технологии мышления (дизайн-мышление, ТРИЗ, системное, латеральное мышление).
  • Метакогнитивные навыки (баланс, внимательность — осознанное управление вниманием, умение справляться с когнитивными нагрузками).
  • Продвинутые навыки работы в команде (подробнее в отдельном пункте).
  • Эффективное взаимодействие в виртуальной среде.

Тренд 3. Повышение значимости команд

В макропереходе от иерархических структур к сетевым промежуточная стадия — это “команда команд”, когда орг. структура опирается не на функциональную матрицу, а на проектные/продуктовые команды, которые гибко формируются под решение конкретных задач.

О причинах макроперехода можно почитать у Дж. Рифкина в “Третьей промышленной революции”. Об идее “команды команд” — в отчёте Deloitte “Global Human Capital Trends 2016”.

Навыки, которыми надо владеть для работы в команде (тоже часть “базового пакета):

  • Гибкость/быстрая адаптация
  • Умение работать в условиях неопределённости
  • Умение работать с неопределёнными задачами, умение формулировать задачи (например, в Appcraft используют технику definition of done, которая фокусируется на описании результата, а не способа выполнения)
  • Ориентация на решение и результат
  • Умение и стремление договариваться
  • Эмпатия
  • Умение увлекаться
  • Чувство юмора

Последние два пункта могут показаться несерьёзными, но с учётом высокой неопределённости контекста и стресса, это важные навыки, чтобы команда была энергичной и продуктивной, а каждому в ней — комфортно.

Одновременно меняются требования к лидерству: всё меньше нужно позиционное (статус), всё больше ситуативное (роль).

Тренд 4. Myself Inc.

Это и возможность, и необходимость: воспринимать себя как мини-предприятие, “упаковывать” и “продвигать” себя, формировать портфолио занятостей, самостоятельно планировать и управлять своими финансами и временем.

С одной стороны, для этого появляется всё больше возможностей (в том числе, технологических, платформенных), с другой стороны, компании всё больше настраиваются на сотрудничество со временными сотрудниками под задачу.

Это не значит, что количество постоянных сотрудников резко сократится, но баланс будет постепенно смещаться в сторону независимой занятости (где больше возможностей, но меньше гарантий).

Что нужно:

  • Знать себе цену
  • Финансовая грамотность и умение управлять своим временем (точнее — своей продуктивностью)
  • Предприимчивость
  • Умение видеть свои цели/свою выгоду (в компаниях фокус на цели и выгоде часто делегирован менеджменту или отдельным департаментам, поэтому это не такой тривиальный навык)
  • Доверие и управление репутацией, развитие социального капитала
  • Ориентация на результат
  • Постоянное обучение
  • Умение строить партнёрские отношения
  • Взаимодействие с проф. сообществом и проф. сетями
  • Навык самопрезентации, продажи себя (на самом деле, эту часть на себя больше и больше будут брать разные платформы)
  • Когнитивная бережливость

Полезно начать с освоения платформ, которые помогают найти временную или транзакционную работу. Upwork.com, fl.ru, uber и т.д.

На фоне идеи “независимой работы” может возникнуть ещё более широкая — о “независимой жизни”, например, это может выражаться в выборе места для жизни. Как пример здесь интересны Zappos (Тони Шэй собрал living community в одном здании, чтобы жить рядом с интересными людьми) и derevnya.su (посёлок — творческое сообщество).

Привязка к конкретному работодателю создает и привязку к определенному местоположению, но преодолев первую, можно преодолеть и вторую. Просто интересно подумать в этом направлении.

Темная сторона

У грядущих изменений (и преуменьшать их масштаб было бы наивным) будет, конечно, и много неприятных эффектов.

Рост безработицы (особенно среди “среднего звена”, интеллектуальных работников) — на этом сходится большинство прогнозов. Для тех, кто ждал этого всю заметку: да, роботы и программы отберут у нас часть рабочих мест)

Увеличение неравенства — если интересно, об этом очень подробно написано у Пикетти в “Капитале в XXI веке”, в частности о том, как умирает идея “self-made man”.

Технологический и социальный разрыв: очень большая разница в продуктивности между теми, кто приспособился к новым правилам и технологиям, и теми, кто отстал.