О поиске личной миссии

Обложка: 10 в 9 степени

«Объединять людей, чтобы сделать мир более осознанным и счастливым. Позитивно повлиять на жизни 1 млрд человек»

Я называю это «личной миссией». В заключительном уроке поделюсь краткой историей её создания и тем, как она помогает мне каждый день.

. . .

В 2012 году я выбирал следующий карьерный шаг и вдруг осознал, насколько мне сложно заниматься тем, в чем я не вижу смысла — ходить на работу и не чувствовать, что мои время, усилия и энергия преобразуются во что-то значимое.

Я смотрел на открытые позиции и понимал, что “не прёт”.

Думал пойти в пивоваренную компанию. Знакомые оттуда были довольны: компания замечательная, заботится о сотрудниках, платит хорошо, задачи интересные. А я сижу и понимаю: на какой бы позиции я ни оказался в пивоваренной компании, единственное, чем я буду заниматься на самом деле — это продавать пиво.

Дело даже не в том, что алкоголь — это плохо. Просто все мои усилия превратятся в проданную банку пива, а мне бы хотелось, чтобы из них получалось что-то другое.

Похожим образом я размышлял о более «социально ответственных» вариантах. Например, о компании, производящей подгузники. Продукт нужный, но и это “не прёт”. Наверняка многие бы получили удовлетворение от результатов своего труда там, но мне это было не близко.

Такой сковывающий ступор.

Мне без труда удавалось понять, в чём я не вижу смысла. А в чём его нахожу — нет. Как в лабиринте: зайдя в тупик, ты понимаешь, куда тебе не надо, но выбраться это не помогает.

Так я начал поиск личной миссии. По замыслу она должна была стать жизненным компасом и фильтром для принятия решений.

Именно так и получилось. Более того, она превратилась в главный источник осознанности и энергии в жизни. С ней я согласовываю свои действия, и это наполняет каждый день ощущением целостности и радости.

Делюсь своим поисковым процессом и тем, как использую личную миссию в жизни. Повествование разделено на две части, как и сама формулировка.

Поехали!

Часть I. «Объединять людей, чтобы сделать мир более осознанным и счастливым»

У меня было жгучее желание разложить всё по полочкам в голове, но совсем не было понимания, как это сделать. Поэтому пришлось придумывать технологию самостоятельно. Вдохновение для этого искал в книгах и разговорах с мудрыми людьми.

Из книг самое сильное впечатление произвели «Поток» Михая Чиксентмихайи, «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, «Стратегия жизни» Клейтона Кристенсена, «Драйв» Дэниела Пинка и «Доставляя счастье» Тони Шея.

Михай Чиксентмихайи

В итоге процесс поиска структурировался вокруг 4-х вопросов:

Что у меня хорошо получается?

Что мне нравится, от чего получаю удовольствие?

Какую пользу хочу принести?

Как будет выглядеть мир в будущем?

Это верхнеуровневые вопросы, которые направляли моё внимание в самоанализе и внешнем поиске.

На самом деле, я немного лукавлю, говоря об этом в прошедшем времени: вопросы по-прежнему в моей голове, и поиск более точных ответов продолжается постоянно. Об этом я ещё напишу ниже.

Ценность вопросов была в том, что они помогли собрать достаточно материала для размышления о персональной миссии.

Вот как я действовал.

Что у меня хорошо получается?Для ответа на этот вопрос я вспоминал о прошлых достижениях, в чём со мной советуются, наблюдал, как подхожу к решению задач, спрашивал у знакомых, друзей и коллег.

В итоге составил список из 15–20 ключевых сильных сторон, на которые могу опереться.

Что мне нравится делать, от чего получаю удовольствие?Основным инструментом было наблюдение за собой. Я старался замечать, какие занятия вызывают эмоциональный подъём и заставляют забыть о времени — что меня погружает в состояние потока.

Кроме этого, решил провести эксперимент: в каждой ситуации выбора серьёзно спрашивать себя «Чего я хочу на самом деле?» и следовать найденному ответу. Итог — десятки маленьких открытий каждый день.

Это повлияло на рацион, покупки, окружение, ожидания от людей. Главное — стало яснее, над чем, как и с кем мне нравится работать.

Какую пользу я хочу принести?

Во-первых, я размышлял, какому кругу людей хочу посвятить свою жизнь. Широк он или узок: ограничивается близкими людьми или распространяется на город, страну, мир.

Во-вторых, вспоминал, в работе над какими проектами получал больше всего эмоциональной отдачи, в каких случаях чувствовал, что создаю реальную ценность, какие люди (из какой сферы) вызывают у меня вдохновение.

Это был самый сложный вопрос. Я давно понял, что мне важно приносить пользу людям, но какую именно — долго не мог сформулировать.

В этом помог и вопрос №4.

Как будет выглядеть мир в будущем?Вопрос попал в список по наитию, но сейчас я считаю его очень важным.

Дело в том, что мир стремительно меняется. Мы даже не отдаём себе отчёт, насколько быстро и значительно. Чтобы выбрать призвание, сформулировать миссию, абсолютно необходимо схватить хотя бы в общих чертах образ будущего.

Для этого я читал работы Рэя Куцвейла, Питера Шварца, Дэниела Франклина, Джона Брокмана и множество статей.

В результате понимание, где можно применить себя, заметно расширилось. И именно так я впервые пришёл к идее связать будущее с образованием и развитием людей.

Два месяца целенаправленной проработки 4 вопросов дали достаточно материала для формулирования миссии.

Я не ставил жёстких сроков, просто продолжал копать и переваривать новую информацию о себе. Картинка прояснялась, и этого было достаточно. Я был бы доволен, даже если бы не получилось чёткой формулировки.

Но в какой-то момент она родилась, как будто сама собой.

Она отличалась от той, что я использую сейчас, и звучала так:

«Объединять энергию людей и организаций, чтобы сделать мир более разумным, счастливым и осмысленным».

Я уже сказал, что процесс поиска начался три года назад и с тех пор не прекращался: постоянно появляются новые открытия. Примерно раз в полгода я уточняю формулировку, приводя её в ещё большее соответствие со своими мыслями и ощущениями.

Актуальная версия:

«Объединять людей, чтобы сделать мир более свободным, осознанным и счастливым».

Практическое применение

У меня утилитарный подход к миссии: в моей жизни она исполняет три функции.

Миссия работает как компас

1. Критерий принятия решенийНесмотря на то, что формулировка довольно пространна, она служит отличным фильтром. Очень легко оценить, какие действия и занятия продвигают к реализации миссии, а какие нет.

Например, на основе миссии я выбрал компанию, в которую пошёл работать 3 года назад (Cloudwatcher), а затем принял решение уйти из неё (в собственный проект, Brainify.ru).

В соответствии с миссией я выбрал организации и проекты, которые поддерживаю в свободное время (AIESEC, РеФорум Winning The Hearts, Impact Hub Moscow, LifeCamp, Учитель для России и др.). Даже принимая решение, с кем встречусь сегодня вечером или чем займусь в выходные, я сверяюсь с миссией.

Абсолютно уверен, что есть тысячи часов, которые не потрачены зря благодаря сформулированной миссии.

2. Источник идейЯсное видение, в каком направлении я иду, подстёгивает придумывать идеи. Так я пришёл к мысли о создании собственного проекта в области образования и развития Brainify.ru, которым с удовольствием занимаюсь сейчас.

3. Источник энергииБилл Ли, друг Илона Маска, сказал однажды, что создавать стартап — это как будто всматриваться в бездну и жевать стекло.

Бывает очень трудно. Но у меня всегда есть ясный ответ, зачем я это делаю. И эта ясность помогает преодолевать сложности. Через неё я соединяюсь с настоящим собой, и это служит неиссякаемым источником энергии.

Время и усилия, которые я проинвестировал в прояснение своей миссии, несоизмеримо малы в сравнении с ощущением осознанности и целостности, которые я приобрёл.

Часть II. «Позитивно повлиять на жизни 1 млрд человек»

В течение двух лет я пользовался миссией как критерием принятия решений, источником идей и энергии, но ни разу не задумывался, в каком масштабе хочу её реализовать.

Это случилось во время очередного раунда уточнения миссии. Я почувствовал желание добавить в неё измеритель.

Вот как я его выбрал.

Однажды мне на глаза попалось описание одной из образовательных программ Singularity University, американского университета, занимающегося проблемами прорывных технологий. В рамках программы студентам-участникам предлагалось за полтора месяца придумать проект, который бы позитивно повлиял на жизни 1 миллиарда человек.

Первой мыслью было: «Что за бред?!»

Совершенно невозможно в такой короткий срок создать нечто столь масштабное. В действительности, это и не было главной задачей авторов программы. Они просто поставили перед студентами достаточно большую проблему, чтобы кардинально изменить диапазон решений, к которым те могут прийти.

Если ты не ставишь перед собой задачу, ты никогда её не решишь. Если ставишь, шансы есть.

Во мне настолько сильно откликнулся такой подход к проблематизации, что я утащил цифру в 1 миллиард в свою миссию.

1 млрд. жизней

Мне кажется, миссия должна быть вдохновляющей, большой и трансформирующей. С указанием на масштаб она приобрела такое качество для меня: в ней появилось необходимое напряжение.

Практическое применение

1 млрд пока не служит количественным показателем, хотя периодически я примеряю его к Brainify. Но он исполняет две важные функции.

1. Реформа мышленияМиллиард служит поводом регулярно задавать себе вопросы: «Как масштабировать то, чем я занимаюсь сейчас?», «Достаточно ли я делаю?» и «Что я могу придумать ещё?». В результате в голове появляются идеи, которые никогда бы не возникли там сами собой. Моё мышление постепенно трансформируется.

2. Источник ответственностиВ пределе мне хочется принести пользу каждому седьмому жителю Земли. А для этого им надо, как минимум, не навредить.

Это понимание постоянно заставляет ставить под сомнение то, что я делаю, укреплять и расширять собственное представление о «хорошем» и «плохом», заботиться об «экологичности» того, чем я занимаюсь.

Две части миссии отлично дополняют друг друга: первая содержательно задаёт вектор, в котором мне важно двигаться, вторая обеспечивает необходимое напряжение, чтобы делать это продуктивно.

. . .

Одна из главных функций языка  —  придавать мыслям форму: только так ими можно оперировать в процессе мышления. Так язык делает возможным мышление, а мышление делает возможным действие.

Думаю, именно таков механизм работы личной миссии: она облекла в форму самые важные мысли о том, кто я есть, и дала возможность действовать в соответствии с этим знанием. А это счастье  —  реализовывать себя через то, что ты делаешь.

Вот именно это я и ощущаю  —  счастье.


Когда мы с Филиппом Гузенюком создавали программу «Я знаю, чего хочу», нам хотелось, чтобы как можно больше людей смогли найти себя и начать осознанные перемены в жизни. Это то, чем нам хотелось поделиться.

Не откладывайте жизнь, создайте свою историю перемен!