Как Brainify помогает в самоопределении
[Почти] исчерпывающая статья о том, как мы работаем
Когда речь заходит о развитии карьеры, в голову так и просится привычный нарратив о звучных должностях, статусе или деньгах. Мы же верим, что настоящая цель человека — чувствовать себя хорошо: решать интересные задачи, ощущать свою значимость и поддерживать комфортный уровень жизни.

Задача Brainify — помочь прийти к этой цели через цепочку информированных решений.

Brainify помогает принимать информированные решения о профессиональном будущем — будь то выбор следующего шага в карьере, смена профессии или начало своего дела.
Информированное — это какое?
Мы называем решение информированным (взвешенным, осознанным), если в нём учтены три составляющие: знание о себе, о доступных возможностях и цене действия.
Знаю себя
Знаю о возможностях
Знаю о цене решения
У каждого есть примерное представление о себе: что у нас получается, а что не очень, что нравится, а что нет. Однако часто это именно примерное представление — неточное и фрагментарное.

Мы недооцениваем себя в одном, переоцениваем в другом и упускаем что-то важное третье.

В итоге допускаем ошибки. Высоко забираемся по карьерной лестнице, но чувствуем себя заложниками работы. Занимаемся делом, в которое верим, но жертвуем всем остальным. Зарабатываем все деньги мира, но не чувствуем радости.

Чем лучше мы знаем себя, тем выше качество решений.

Ключевое: знать свои сильные и слабые стороны, интересы, мотиваторы, ценности и источники смысла, допустимый уровень дискомфорта, ожидания от окружающих людей и уровень амбиций.

Очень часто, принимая решение о профессиональном будущем, мы рассматриваем слишком узкий набор опций. Иногда это и вовсе один вариант — случайно подвернувшийся.

Причин ворох: не хватает информации о рынке, нет примеров перед глазами, мешают стереотипы о себе или о профессии, параметры поиска заданы слишком жёстко, подводит воображение и так далее.

Очевидно, что выбирая из двух плохих опций, хорошую выбрать сложно.

Чтобы увеличить список вариантов, есть много ходов. Самые простые: расширить географию, посмотреть на соседние или только зарождающиеся отрасли, проверить разные комбинации своих компетенций и интересов, рассмотреть разные типы занятости (полная, частичная, фриланс, проекты, предпринимательство) и т.д.

Главная лакуна для ошибок — недооценка рисков и просчёты в планах.

Нам кажется, что за шесть месяцев мы точно найдём работу, а ищем год. Думаем, что менять что-то на текущем месте смысла нет, но после перехода встречаем новые проблемы. Считаем, что начать своё дело или фриланс — слишком серьёзное решение, и даже не пробуем.

Надо реалистично оценивать цену действия: сколько усилий потребуется, и какие риски возникают.

Самое простое — общаться с теми, кто уже делал то, что собираетесь сделать вы.

Ещё один ход — ввести в привычку простые правила. Например: пробовать, прежде чем принимать решение; проговаривать худший из возможных сценариев и его последствия; придумывать «минимальную жизнеспособную версию» решения и так далее.

Цену бездействия тоже стоит мерить: что произойдёт и как вы будете себя чувствовать, если и через год всё останется как сейчас.
Важно помнить, что информированное решение — это не идеальное решение.
Не бывает так, что мы узнали всё о себе, о возможностях и предусмотрели все риски. Ошибаться нормально и необходимо: лучше быстро проверить, сделать выводы и внести правки, чем долго прицеливаться и всё равно промахнуться.
О — осмотрительность
Чаще всего в Brainify приходят те, у кого уже накопилось недовольство текущей ситуацией: наскучила работа, не реализуются амбиции, «нет ощущения, что занимаюсь чем-то полезным», жжёт желание попробовать себя в чём-то новом и так далее.

Часто приходят поздно, когда эмоциональное выгорание уже случилось, и энергии для осмотрительных действий не хватает. Хочется решить всё по-быстрому. И это опасное состояние.
Резкие, эмоциональные решения редко ведут к чему-то хорошему.
Вот история.

Марина работала с ключевыми клиентами в крупной FMCG компании, имела хорошую должность и перспективы. Но у неё случались стычки с руководством, и было ощущение, что работа остаётся недооценённой. Напряжение копилось, и однажды Марина решила уйти из компании. В никуда.

Марина рассчитывала найти работу за 3–4 месяца: резюме и прежние результаты были сильными. Но и через 6 месяцев поиск не дал результата, начались долги и колебания: не стоит ли отступить от строгих критериев и согласиться на вариант попроще. Марина пошла до конца и в итоге получила то, что искала. Но лишь на 9-ый месяц и ценой необязательного стресса.

Когда мы работали с Мариной над её следующим переходом, зазор между увольнением и выходом на новом месте составил всего две недели, которые она провела на отдыхе.

Наша первая задача — настроить человека, что действовать мы будем последовательно и осмотрительно, чтобы не совершать ненужные ошибки. Сначала разберёмся, что ему подойдёт, сделаем проверку, и уже тогда составим план действий.

Это не значит, что процесс будет затянут. Просто есть чеклист, по которому надо пройти, прежде чем активно действовать.
Ключевых
Инструмента
Рефлексия
и самоанализ
Живая
обратная связь
Элементы
дизайн-
мышления
Инструменты
поведенческой
экономики
Как мы работаем
К истории каждого человека мы подходим индивидуально, но эти четыре инструмента используем всегда:
1
Рефлексия и самоанализ
2
Живая обратная связь
3
Дизайн-мышление
4
Поведенческая экономика
1. Рефлексия и самоанализ
Нам важно, чтобы после встречи с Brainify у человека появилось не только понимание, как действовать здесь и сейчас, но и сформировался навык принятия решений.

Поэтому мы делаем ставку на развитие саморефлексии.
Рефлексия — это практика задавать себе важные вопросы и находить на них ответы.
Для многих это непривычно: хочется пройти какой-нибудь тест или сразу услышать указания к действию.
К сожалению, у короткого пути есть проблемы: в лучшем случае на выходе получаются слишком общие рекомендации, в худшем — возникает зависимость от кого-то внешнего (например, от недобросовестного коуча).

Конечно, бывает другая крайность, когда рефлексия превращается в вечное самокопание. Это тоже плохо: приводит к бездействию и угнетённому состоянию.
Мы стараемся удерживать пользователей посередине: просим выполнять задания на самоанализ, поддерживаем в процессе, но не даём закопаться, ограничивая количество заданий и время на них.
Задания сгруппированы в четыре модуля.

В первом анализируем сильные стороны. Во втором — интересы, предпочтения, ожидания к другим людям, источники дискомфорта. В третьем — ценности и источники смысла. В четвёртом — формулируем личные и профессиональные цели и план действий.

Это основное, что нужно знать о себе, чтобы принимать качественные решения. Мы ориентируемся на ключевые работы в области психологии счастья: В. Франкл, М. Чиксентмихайи, М. Селигман и др.
2. Живая обратная связь
Самостоятельная работа над собой подходит только тем, кому рефлексия хорошо знакома и близка. Для остальных мы добавили куратора (личного помощника, коуча), это важная часть сервиса.
Кураторы Brainify — это профессионалы из разных областей, у которых есть коучинговая подготовка.
Среди наших кураторов операционный директор Шоколадницы, HR менеджеры L'Oreal и других компаний, опытные предприниматели и психологи.

Нам важно не только хорошее резюме и сертификация, но и чтобы человек разделял наш подход. Поэтому мы даём тестовое задание и проводим интервью.
Главные задачи куратора — помочь сделать выводы о себе, реалистично оценить свою ситуацию, возможные сценарии, выбрать оптимальное решение и разработать план действий.

Куратор часто подсказывает варианты, о которых клиент не задумывается или (опрометчиво) отметает как нереалистичные, помогает удержаться от неэффективных и слишком рисковых действий.
Например, Анна с нашей помощью решилась пойти в аутдор туризм в Скандинавии (и у неё получилось!). А Татьяну мы уберегли от поспешного увольнения с любимой работы и помогли «пересобрать» должностные обязанности.

Вместе с куратором можно придумать оптимальный план действий, который не поставит под угрозу привычный уровень жизни.
3. Элементы дизайн-мышления
Как уже было сказано, мы верим, что люди хотят чувствовать себя счастливыми, и только в связи с этим — занимать должности, зарабатывать деньги и далее по списку.
Мы используем технологию дизайн-мышления: она лучше всего работает там, где речь идёт об ощущениях и эмоциях.
Во-первых, мы используем цикл дивергенции (расширения угла зрения) и конвергенции (фокусировки).

Мы начинаем с рефлексии, помогаем сформулировать важные критерии выбора, расширить пространство возможностей, а затем фокусируем на конкретных действиях.

Во-вторых, мы помогаем строить гипотезы и прототипировать.

Думая о каком-то варианте развития карьеры или старте своего дела, вы можете только воображать, как почувствуете себя там. Реальность же порой сильно отличается от ожиданий, поэтому важно проверять — прототипировать.

Для этого мы предлагаем специальный режим планирования — HADI: hypothesis (гипотеза) — action (действие) — data (наблюдение) — insight (выводы).
4. Немного поведенческой экономики
На пути к реальным действиям много преград: ошибки планирования и оценки усилий, нереалистичные ожидания к себе, инерция и т.д.

Со многими из этих проблем помогают разобраться открытия поведенческой экономики. Мы ориентируемся на ключевые работы в этой области: Д.Канеман и А.Тверски, Д.Ариэли, Р.Талер.

Мы помогаем обнаружить коварные когнитивные искажения и справиться с ними. Обычно эта работа лежит на плечах куратора: он(а) обращает внимание на слабые места плана и предлагает решения.
Наш подход (рефлексия, взаимодействие с куратором, подходы из дизайн-мышления и поведенческой экономики) не всегда производит на свет героические истории в духе «у меня было всё плохо, но я поверил в себя, совершил прыжок веры, и вот я на коне с миллионом долларов».

Но и кладбища героев у нас нет.
Мы фокусируемся на практичном результате: помогаем принимать качественные решения и строить такую профессиональную траекторию, в которой человек чувствует себя комфортно и счастливо.
О нашей мотивации
Для нас Brainify — это, прежде всего, вклад.

Мы работаем, чтобы было больше людей, умеющих принимать взвешенные решения, которые находят возможности реализовать себя и становятся счастливее.
Счастливые люди преобразуют мир вокруг и делают его лучше, создают, а не разрушают.
Когда-то мы работали в AIESEC (международной молодёжной организации), делали социально-значимые проекты для российских и зарубежных студентов в разных регионах.

Сейчас мы резиденты Impact Hub — международной сети центров развития позитивного предпринимательства.

Мы часто принимаем участие как эксперты в конкурсах грантов (например, от Правительства Москвы) и социально-ориентированных проектах (например, с Impact Hub, бывшим Фондом русской экономики, а скоро поучаствуем в большом проекте для студентов от Coca-Cola).
Мы работаем не только с клиентами-физическими лицами, но и помогаем крупным компаниям заботиться о своих сотрудниках — Леруа Мерлен, Mars и другим.

Для нас это не просто направление бизнеса, но мультипликатор вклада: сотрудничая с компаниями, мы можем принести пользу сразу многим людям (например, в случае с Леруа речь идёт о тысячах сотрудников).
Главное для нас — приносить пользу и создавать устойчивый результат. Вот такие хиппи.
Присоединяйся к нам!