Психолог Андрей Беспалов разбирает 7 ограничивающих дальнейшее развитие установок, которые прививаются в (российской) стандартной школьной системе. Кроме того, обосновывается идея life-long learning. Играюче автор опровергает популяные отговорки уже взрослых людей, не желающих расти и учиться. К каждому пункту прилагается описание с наглядным примером и очень ёмкий "антидот". Заметить за собой подобные "вредные привычки" и поведенческие паттерны - уже шаг в сторону положительных изменений. По прочтении хочется сразу физически раздвинуть врезавшиеся за 10-11 лет школы рамки и вздохнуть, может, не свободно, но точно по-другому.
Сожги свою школу жизни
На рынке труда действуют свои законы: чем больше знаете и умеете, тем выше ваша цена. Это ведет не только к более высокой зарплате, но и к росту самоуважения, уменьшению уровня стресса.
Конечно, если вы один из немногих людей, благословленных какой-нибудь освященной веками профессией (настройщик роялей?), то вы можете, раз освоив свою работу в совершенстве, снимать пенки всю дальнейшую жизнь. Но если судьба забросила вас на передовую (например, в IT), то вам «даже для того, чтобы всего лишь остаться на месте, нужно бежать со всех ног». Чуть прикорнешь на лаврах – и тебя могут запросто списать в утиль как морально устаревшего.
Идея lifelong learning (непрерывного обучения) становится все более популярной. Одна только Coursera*, которая за полгода превратилась в площадку, объединяющую три десятка ведущих мировых университетов, дает ясное представление о том, насколько это востребовано. Выходит, в теории постоянно готовы учиться все, кто стремится к карьерному росту, но… У нас осталась сильная школьная травма. Чему же на самом деле учат в школе? Насчет «книжки добрые любить и воспитанными быть» – это уж кому как повезло, но есть определенный набор сознательных либо бессознательных убеждений, которые практически каждый выпускник советской, постсоветской школы забрал в большую жизнь. Мы можем забыть тригонометрические функции и таблицу Менделеева, но несколько уроков зазубрили накрепко. Рассмотрим их и расскажем про антидот, который поможет нашим читателям начать процесс дешколификации организма. В знаменитом булгаковском подъезде с нехорошей квартирой долго висело пожелание: «Воланд, сожги школу №1…5». Как известно, по шуточной статистике, 50% школьников мечтают сжечь школу, 30% – взорвать и 20% – сначала сжечь, и только потом уже взорвать. Со сменой поколений статистика не меняется. Вот именно это нам и предстоит сделать, но только в самом себе.
* Coursera.org – сайт, на котором вы можете бесплатно пройти некоторые курсы ведущих университетов мира (Стэнфорд, Принстон, Калифорнийский технологический и так далее).
1. ТЫ – ЭТО ТВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
АНТИДОТ
Гарантированно никогда не совершает ошибок лишь тот водитель, который вообще не выводит машину из гаража. Все то, что сейчас отлично у нас выходит, когда-то было новым и непонятным. Ошибки и непонимание обязательно будут. Будьте готовы к ним и, когда они возникнут, примите их как неизбежные (и важные) части процесса обучения.
Достижения важны, но в первую очередь вас определяет не успех в отдельно взятом деле, а ваша готовность учиться и работать над собой.
2. ЖИРАФ БОЛЬШОЙ – ЕМУ ВИДНЕЙ
АНТИДОТ
Думай. Ставь под сомнение. Перепроверяй. Не стоит совсем превращаться в Фому Неверующего, но умеренное количество здорового скептицизма не повредило никому. Вирус интеллектуальной зависимости, одно из самых стойких и разрушительных последствий школьных лет, преодолеть необходимо.
3. РЕГЛАМЕНТ ВАЖНЕЕ СОДЕРЖАНИЯ
АНТИДОТ
Времена косных и авторитарных организаций уже прошли (хотя сами подобные организации еще остались). Работник теперь – не винтик в механизме предприятия, а вольный специалист, предлагающий свои навыки тому или иному работодателю. У него есть индивидуальные потребности и свой стиль работы, при котором эффективность достигает максимума. И чем дальше, тем больше работодатели пытаются это учитывать. Нерентабельно сначала тратить огромные суммы на поиск, отбор и обучение уникальных специалистов, а потом фасовать их в одинаковые офисные коробки, строгие графики посещений и форменные костюмы. В компаниях Google, Facebook и Amazon это хорошо знают.
Выясните, какие условия необходимы для эффективной работы именно вам и постарайтесь их обеспечить. Цените себя. Вы единственный в своем роде – других таких нет.
4. КАКАЯ ПЕЧКА – ТАКИЕ ТАНЦЫ
Каждый божий день в течение многих лет школьник получает пять – семь кусков информации, друг с другом не связанных. Чтобы не потонуть в этом море информации, ее нужно классифицировать. Но единственный способ, который оставляют лишенные внутренней логики учебные планы, сосредоточенные на забивании голов фактами, а не на прояснении связей и общих закономерностей, – это простейшая сортировка по предметам.
В девяностых кто-то из отечественных педагогов провел эксперимент: попросил коллег-предметников задать старшеклассникам вопрос: «Какие законы природы вы считаете основными?» Опрос показал, что на уроке химии основным оказался закон сохранения вещества, на физике – закон сохранения энергии, закон Ома и так далее, на биологии – закон естественного отбора, законы Менделя… Знания как будто бы хранятся в отдельных ящиках, и содержимое одного полностью отделено от содержимого всех прочих.
АНТИДОТ
Знание фактов без связи между ними – всего лишь обладание информацией. Обдумывайте услышанное. Ищите аналогии, старайтесь применить ваши знания из одной области для решения задач из другой.
Например, говорят, что американскому изобретателю Фило Франсуорту в детстве часто приходилось поливать овощи на огороде. Он начинал от крайнего куста и ходил ряд за рядом… А когда доходил до конца огорода, куст, с которого он начал, был уже настолько сухой, что впору было стартовать по новой. Годы спустя он изобрел диссектор – прообраз электронно-лучевой трубки, в которой пучок электронов точно так же ряд за рядом обходит точки.
5. НЕ ПИНАЮТ – НЕ ЛЕТИ!
Критерием успешности в школе является правильная реакция. Ответ на вопрос, решение задачи из учебника, пересказ текста, сочинение на тему. Нам предлагают материал – мы его обрабатываем. Есть стимул – есть реакция, нет стимула – отдыхаем. Поисковой активности ноль.
Инициатива в лучшем случае бесполезна, в худшем – наказуема. Брось хоть все скромные детские силы на школьный алтарь, максимум, что можно получить, – более высокие оценки. Или, в особых случаях, переход в более сильный класс, где, по большому счету, придется заниматься тем же самым, но в увеличенном объеме.
АНТИДОТ
Успешного человека часто отличает не столько способность решать проблемы, сколько способность их находить. После того, как проблема найдена, – мы всегда можем привлечь эксперта. А вот постановка задачи – порой самая сложная часть ее решения. Фундаментом «японского чуда» стала философия кайдзен. Суть ее в том, чтобы не ждать, пока проблема возникнет, а постоянно искать способы улучшения для того, что и так неплохо работает.
Не бойтесь проявлять инициативу – на рынке труда она вознаграждается сторицей. Причем не абстрактными баллами, а конкретной прибавкой к жалованию, за которую можно купить вполне конкретные вещи.
6. ПОКАЗЫВАТЬ НЕЗНАНИЕ ОПАСНО
Плохую оценку получает не тот, кто ничего не знает, а тот, кто продемонстрировал свое незнание. В школе лучше с уверенным видом нести околесицу и надеяться, что учитель решит не докапываться до сути, чем стоять, потупив взор в ботинки. Привыкнув к этому, мы и во взрослой жизни пытаемся сохранять иллюзию компетентности и с понимающим видом кивать в ответ, вместо того чтобы честно признаться в незнании.
АНТИДОТ
Конечно, есть вещи, которые не знать просто стыдно. Но их гораздо меньше, чем вы думаете. Не бойтесь произнести «я не знаю» – это гораздо проще, чем поддерживать видимость знаний. Не думайте, что какой-то невинный вопрос вас разоблачит, очень часто это самый простой способ узнать новое.
7. УЧЕБА – ВРАГ СВОБОДЫ И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
Полдня ученик сидит в школе и занимаемся тем, чем обычно не очень хочется, а в оставшуюся (условно свободную) половину над ним дамокловым мечом висит «домашка». Сделаешь быстро письменные предметы – родители спросят про устные. Сделаешь еще и устные – вылезет какой-нибудь «словарик» по английскому или еще что. С другой стороны, если просидишь над математикой до самого вечера, никакую литературу никто уже делать не заставит. Стоит ли удивляться тому, что и рабочий отчет во взрослой жизни будет оттягиваться до самого последнего дедлайна?
АНТИДОТ
Учеба действительно требует определенного вложения времени. Но если вы выбрали правильные предметы, то оно вернется вам с процентами: как время, которое вы сэкономили, научившись выполнять свою работу эффективнее, или как время, которое вы не потратили на страдания над проблемой, давно решенной и описанной.
Теперь, когда мы тщательно препарировали все школьные установки, годами сдерживавшие наш поиск знания, похоже, ничто больше не мешает вам влиться в растущие ряды «пожизненно обучающихся».