Сначала хотел написать о том, почему я не люблю учиться по видеороликам, несмотря на повальное увлечение ими, но потом решил не ограничиваться этим и сделать полный обзор всех популярных способов современного обучения. Они отнюдь не равнозначны и неодинаково эффективны:
Видеоролики. Сюда отношу все оффлайн форматы видеообучения: как ролики на видеохостингах, так и видеокурсы. В большинстве своем они представляют из себя попросту видеозапись говорящих голов, которые читают лекции. Более полезен видеоформат там, где с его помощью показывают, как
Книги. Поскольку речь идет о современных форматах обучения, в этой категории я буду рассматривать электронные книги, статьи и прочие текстовые публикации. Бумажные источники в обучении очень сильно проигрывают в мобильности, компактности, скорости поиска информации, выделении главного и возможности быстрого обзора выделенного.
Вебинары. Для тех, кто еще не сталкивался с этим форматом: это способ группового дистанционного обучения, когда тренер транслирует свое видеоизображение и звук в интернет, а каждый участник получает доступ к трансляции со своего компьютера. Общение с тренером и другими участниками происходит в чате, реже голосом. Групповые видеочаты и конференции я тоже отношу сюда.
Аудиокурсы. Это всевозможные аудиокниги, аудиолекции и подкасты.
Обычные тренинги. В эту группу я включил все форматы обучения, которые проводятся «живьем».
Персональный коучинг. Может проводиться как лично, так и дистанционно (например через skype). Индивидуальные занятия позволяют максимально учесть личные особенности обучаемого. При этом во время обучения все внимание тренера сосредоточено на одном человеке.
Вот критерии сравнения, которые я считаю важными при выборе обучения:
Быстрая выборка информации. Непомерные объемы информации, которые обрушиваются на современного человека выдвигают 2 ключевых требования 1) Быстро выбирать из представленной информации необходимую суть и, как следствие, 2) Быстро валидировать информацию на пригодность. К сожалению, с момента изобретения письменности в обучении не найдено ничего, что сравнится с текстом по скорости выборки нужной информации. Если текст написан структурированно, с выделением главных мыслей, то у вас займет буквально секунды, чтобы понять главное, а также понять стоит ли вчитываться глубже. Если вы читаете эту строку, значит вы для себя такой вывод уже сделали. Для сравнения, вспомните
Обратная связь от тренера. Диалог — более естественный способ обмена информацией по сравнению с монологом. Лучше всего знания усваиваются, когда вы можете задать вопрос тренеру, а он может дать вам задание и прокомментировать его результаты. Книги, видео и аудиокурсы не позволяют этого.
Количество каналов информации. Возможно вы знаете, что одни люди лучше воспринимают информацию в виде изображений и видео, другие — на слух, третьи лучше усваивают текст.
Индивидуальная скорость обучения. У каждого человека своя скорость восприятия информации. Некоторым нужно больше времени, чтобы все уложилось, а некоторые наоборот схватывают все на лету. Все групповые форматы обучения игнорируют ваши особенности и ориентируются на скорость большинства в группе. Вы либо отстаете и упускаете
Возможность повторить. Это очень близко к скорости. Когда вы доходите до определенного момента в обучении, иногда нужно посмотреть назад,
Независимость от места. В мире интернет ехать
Независимость от времени. Получение информации по расписанию — еще один пережиток прошлого, такой же как просмотр телепередач в соответствии с программой. Это уже давно не является необходимостью.
Игры в группе — имеется в виду выработка навыков в игре с другими обучающимися. Основная масса психологических тренингов построена именно на основе группового взаимодействия. В
Как видно из таблицы, больше всего плюсов имеет формат
Возникает вопрос, почему же тогда сейчас столь популярен формат видеокурсов? Думаю, тому есть 3 причины:
- Люди приучены телевизором к потреблению контента. Они и обучение потребляют, относятся к нему, как к новым впечатлениям или к еде. Получил информацию -> попробовал на вкус -> получил удовольствие -> вылетело.
Т. е. едят для удовольствия, а не от голода. А знание — это не еда, это здание. Нельзя пропустить фундамент и удовольствоваться дверью или трубой. Нужно работать на тренинге, чтобы это здание внутри себя построить. Думаю, не нужно объяснять, что многие предпочитают пассивно потребить"видеотаблетку», чем реально трудиться. - Тренерам, тоже проще один раз снять лекцию на видео и потом всю жизнь продавать ее, чем работать индивидуально с каждым обучаемым и при этом, постоянно совершенствовать свой курс.
- Видеоизображение выступающего помогает быть более убедительным и впечатляющим. Это происходит благодаря тому, что наша система восприятия непроизвольно считывает невербальную информацию (мимику, жесты
и т. п. ). Они не несут никакой полезной для вас информации, но могут развлекать или убеждать. Если вы запишете текстом то, что говорит выступающий, вы увидите насколько это действительно ценно и убедительно.
Каждый выбирает формат обучения на свой вкус. Однако, если вы относитесь к обучению, как к еде, то не забывайте, что оно также бывает вкусным и безвкусным, полезным и бесполезным:) Фастфуд популярен, но, как мы знаем, до добра не доводит.
Edited with Online HTML Converter.