Работа, карьера и призвание — вовсе не синонимы, и не стоит их путать. Очень интересная статья, расставляющая точки над "и" и разъясняющая, в чем принципиальная разница.
Почему одним удается найти работу по душе, а другим — нет? Принято считать, что первые поймали за хвост и приручили свою мечту, а вторые не проявили достаточно усердия, расставляя силки. Поэтому вторых неустанно призывают презреть заевшую рутину, выявить свою истинную страсть и придумать, как на ней заработать. План отличный и, казалось бы, понятный, так за чем же стало дело? Почему столько людей продолжают ходить в ненавистный офис? Неужели проблема только в лени или обязательствах? Отнюдь нет, проблема — в постановке проблемы, уверяет нас Кэл Ньюпорт, доцент Джорджтаунского университета, автор книги «So Good They Can’t Ignore You: Why Skills Trump Passion in the Quest for Work You Love» («Хорошего работника нельзя не заметить»). Прежде чем избрать академическую стезю, Кэл решил выяснить, что важно для становления успешного, довольного жизнью специалиста, а что — нет. И он был поражен тем, как много нового открывается, если разогнать туман, сгустившийся из-за столь распространенного представления о пользе мечтаний.
Мы привыкли восхищаться людьми, смело идущими за своей мечтой, и жалеть зануд-конформистов, выбирающих не столь опасный путь (и, соответственно, порицать себя, если мы оказались в числе последних). Авторы многочисленных книг, как равно тысячи доморощенных консультантов и самопровозглашенных гуру, пишущих о «счастье в труде», навязывают нам ту же мысль: чтобы стать счастливым, надо идти за мечтой. Ньюпорт полагает, что эта мысль начала укореняться в массовом сознании в 1970 году, после выхода книги Ричарда Боллса «Какого цвета ваш парашют?» Совокупный тираж на сегодня составляет уже 6 миллионов экземпляров, но поиски работы мечты не делают американцев счастливее. Опрос, проведенный в 2010 году The Conference Board, показал, что удовлетворение от работы получают всего 45% респондентов. В 1987 году, когда такой опрос проводился впервые, этот показатель составлял 61%. С тех пор он постоянно снижается. При этом доля молодых людей, не удовлетворенных работой, составляет 64%. Это самый высокий показатель за 20 лет, в течение которых проводятся подобные опросы. А это значит, что опыт поколения, нацеленного на «работу мечты», оказался неудачным. Чем больше люди стремились найти работу по любви, тем меньше они ее любили, когда все-таки находили.
Может быть, проблема как раз в том, что нет алгоритма поиска работы мечты? Невозможно же рассчитывать на удачу, проходить тест за тестом (удивляясь разбросу результатов) или пробовать себя на разных поприщах в надежде, что одно из них в конце концов окажется «нашим»? И снова мимо, дело не в технологии. Просто работа, карьера и призвание — вовсе не синонимы, и не стоит их путать. Профессор Йельского университета Эмми Вржесниевски дает такие определения: работа — это источник средств к существованию, карьера — путь к все более высокооплачиваемой и интересной работе, а призвание — важная часть жизни и неотъемлемая составляющая личности. Вржесниевски опросила специалистов, занятых в самых разных отраслях — врачей, программистов, офисных работников, и обнаружила, что большинство людей без труда относят свою работу к одной из трех перечисленных категорий. Неужели одни профессии лучше других? Чтобы проверить истинность этого предположения, Вржесниевски опросила нескольких человек, занимавших примерно одинаковые должности и имеющих схожие рабочие обязанности, а именно администраторов колледжей. Количество тех, кто считал свое занятие работой, карьерой и призванием, оказалось примерно одинаковым. Значит, любовь к профессии не зависит от того, «высокая» она или «низкая». Но на этом Вржесниевски не остановилась. Стремясь понять, почему административный персонал настолько по-разному относятся к своей работе, она обнаружила, что главным фактором, определяющим это отношение, является стаж. Да-да, чем дольше администраторы трудились на своем посту, тем с большей вероятностью оказывалось, что они любят свое дело.
И правда, если вы трудитесь на своем месте много лет, у вас было достаточно времени, чтобы в совершенстве овладеть профессией и наслаждаться пониманием того, что вам многое по плечу. К тому же с течением времени у вас установились добрые отношения с коллегами, и вы начали понимать, что ваша работа нужна людям. Согласитесь: это вполне логичное объяснение явно противоречит теории мечты, гласящей, что для счастья достаточно просто найти правильную работу. Выходит, можно не беспокоиться, действительно ли ваша работа идеально вам подходит. Вы просто беретесь за дело и работаете в поте лица, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Чтобы получить идеальную работу, придется потрудиться и предложить работодателю что-то редкое и ценное — профессиональные навыки, которые Ньюпорт называет карьерным капиталом.
Конечно, одного мастерства для счастья мало. Мало ли на свете трудоголиков, которых ценят, но не продвигают! Да и работать на одном месте много лет вовсе не всегда полезно. Однако главная мысль Ньюпорта гениальна в своей простоте: чтобы найти хорошую работу, надо уметь хорошо работать. Она показывает несостоятельность формировавшихся десятилетиями расхожих представлений о ценности мечты и надежды на то, что можно в одно мгновение сделать трудовую жизнь счастливой. С другой стороны, она показывает реальный путь к работе, приносящей удовлетворение.
Не стоит изводить себя поисками истинного призвания. Освойте редкие и ценные навыки. Как только с помощью этих навыков вы накопите карьерный капитал, сделайте разумное вложение. Используйте его для приобретения независимости и свободы действий, чтобы самостоятельно решать, что, как и когда делать. Эти рекомендации выглядит куда более прозаично, чем призывы бросить все и начать жизнь сначала, но поэтому-то вероятность того, что вы им последуете, значительно выше. Поэтому дерзайте!