«У меня должна быть цель» и другие вредные установки

Мы прочли книгу Designing Your Life двух профессоров из Стэнфорда. Она рассказывает, как использовать дизайн-мышление в жизни и карьере. Книги пока нет на русском, так что переводим для вас несколько ключевых идей

Дизайн-мышление в карьере

Когда дизайнер в тупике, он переформулирует решаемую задачу

Приступая к решению проблемы, дизайнер сначала формулирует её. Это супер-сила языка: как прожектор он высвечивает проблемное поле и помогает найти решения.

Подвох в том, что формулировка проблемы зашоривает: иногда прожектор светит не туда, но мы продолжаем искать там, где светло.

На помощь приходит один из принципов дизайн-мышления — рефрейминг: надо вернуться на шаг назад и переформулировать проблему, тогда появятся новые идеи.

В жизни тоже самое. Иногда мы оказываемся в плену ограничивающих установок. Их надо найти и изменить.

Подход проще всего объяснить на примерах, в книге их много.

Что мы себе говорим

Если я буду успешным, то буду и счастливым.

На что изменить

Если я выстрою жизнь, которая подходит мне, буду счастливым.

Работа должна приносить деньги, удовольствие второстепенно.
Удовольствие — это сигнал, который помогает мне найти подходящую работу.
Я должна знать, куда иду, у меня должна быть цель.
Я не всегда буду знать, куда иду, но всегда смогу понять, двигаюсь ли в нужном направлении.
Мне нужно найти то самое верное решение.
Мне нужно много идей, чтобы я мог пробовать и использовать разные возможности.
Я в тупике, ничего не поделаешь.
Я не в тупике, ведь всегда могу придумать много идей.
Мне надо сосредоточиться на моей задаче получения работы.
Мне надо сосредоточиться на задаче нанимающего менеджера найти лучшего сотрудника.
Где-то есть работа мечты, мы можем с ней встретиться или нет.
Я могу найти подходящую работу и сделать её моей работой мечты.
Это моя жизнь, я должна создавать её сама.
Я несу ответственность за свою жизнь, при этом могу расчитывать на поддержку.

Как использовать рефрейминг

Рефрейминг — это не про позитивное мышление. Он нужен, чтобы выйти из тупика.

Самое главное — научиться опознавать ситуации, когда вы в нём (в тупике) оказались, и нужен рефрейминг.

В работе с пользователями Brainify мы нашли четыре сигнала, на которые стоит обратить внимание.

1. Ощущение бессилия: когда кажется, что ситуацию изменить слишком сложно

Что мы себе говорим

Мне плохо на этой работе, и надо увольняться, но я не могу себе это позволить.

На что изменить

На этой работе меня не устраивает A, B, C и не хватает D, E, F. Что я могу сделать с каждой буквой этого алфавита?

Если у меня будет предложение лучше, я легко приму решение об увольнении. Что надо сделать, чтобы оно появилось?

2. Внутренний конфликт: когда одни мысли противоречат другим

Что мы себе говорим

Я хочу зарабатывать больше. Я не меркантильна и не одержима личной выгодой.[

На что изменить

Деньги — это форма обратной связи. Если приношу пользу, то заслуживаю вознаграждение. Как мне приносить больше пользы и получать адекватное познаграждение?

3. Хождение по кругу: когда воз и ныне там

Что мы себе говорим

Я хочу вырастить свой бизнес, поэтому учусь новым инструментам маркетинга и продаж.

На что изменить

Результаты моего бизнеса — это сумма компетенций меня и моей команды. Как, используя их, мы можем создать больше ценности, расширить ЦА и вырасти?

4. Разочарование: когда достижения есть, а удовлетворения нет

Что мы себе говорим

Всегда хотела делать мероприятия, начала, добилась высот. А теперь вдруг не прёт. Со мной что-то не так.

На что изменить

Ивент-менеджмент меня драйвит тем, что в нём есть A, B, C и я могу D, E, F. Но мне не хватает K, L, M. Где я могу найти нужную мне комбинацию?

Надеюсь, что примеры из статьи были полезными, но конечно, универсальных решений нет: у каждого свой набор установок и свой рефрейминг. Обязательно попробуйте на себе 🙂

Если хотите заняться дизайном своей карьеры — приходите к нам!

О программе Brainify